8 (216)74-08-15
Республика Коми, г.Ухта, ул. 30 лет Октября, д.6а
Пн - Пт, с 7:00 до 19:00

 

"Ребенок- это маленький росток,

Который холим, любим и лелеем.

 Ребенок- это маленький цветок,

Мы всей душой его согреем.

Пусть на большом его пути

Погода будет только ясной.

Расти, росточек наш, расти

И превратись в цветок прекрасный!"

 

Наши праздники:

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы на 2016-2017 уч.год

       Целевые ориентиры освоения Программы

 

Планируемые результаты – это целевые ориентиры дошкольного образования (п.4.1. ФГОС ДОО), которые представляют собой характеристики возможных достижений ребенка.  Планируемые результаты освоения программы определены в соответствии с ООП ДУ.

 Образовательная область «Социально-коммуникативная».

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, формирования положительного отношения к труду, формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

-развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

 -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

 - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

- развитие трудовой деятельности;

 - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

 - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Планируемые результаты освоения содержания программы:

-         Умеет выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Проявляет заботу и уважение к ближайшему окружению. Может испытывать гордость за свои достижения и успехи. Способен без обиды воспринимать свой проигрыш в игре.

-          Может объяснить правила игры партнерам.

-          Проявляет уверенность в общении и инициирует его и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность.

-         Принимает общую цель деятельности, включается в совместное планирование и взаимодействие с людьми.

-         Способен самостоятельно, без напоминания выполнять длительные поручения, включиться в коллективную трудовую деятельность, довести начатое дело до конца, проявить волевое усилие для достижения результата. Проявляет настойчивость и ответственность в освоенных видах трудовой деятельности. Может иметь постоянные обязанности

по дому.

-         Может организовать игру. Игра приобретает длительный характер. Умеет вариативно использовать игрушки, игровое оборудование, предметы-заместители, развивать сюжет на основе имеющихся знаний.

-          Внимательно относится к запретам взрослых и проявляет осторожность в незнакомых ситуациях. Умеет пользоваться опасными предметами (нож, ножницы, иголки) под присмотром взрослого. Соблюдает правила уличного движения и правила безопасного поведения в быту, природе. Имеет представления о правилах поведения в интернет-пространстве. Проявляет самоконтроль и саморегуляцию своих поступков.

-         Знает семейные праздники и традиции. Знает название города, республики, государства, знаком с государственной символикой (герб, флаг,

гимн). Имеет представления о других городах, странах, армии, профессиях людей и пр.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного физического развития, охрана здоровья детей и формирование основы культуры здорового образа жизни.

Задачи:

-         развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-         накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-         формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

-         Воспитание культурно-гигиенических навыков

-         Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Планируемые результаты освоения содержания программы:

-         Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

-          Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению физкультурных упражнений, к подвижным играм и эстафетам.

-          Может самостоятельно организовать подвижные игры со сверстниками.

-         С желанием участвует в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

-         Проявляет интерес к играм с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис).

-         Пользуется физкультурным оборудованием в самостоятельной деятельности.

-         Владеет основными движениями: умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5- 12 м, метать предметы в движущуюся цель, владеет основными действиями с мячом, лазать по

-         гимнастической стенке с изменением темпа, прыгать на мягкое покрытие с высоты (20-40 см), мягко приземляться, прыгать в длину с места (80-100 см), с разбега, перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге, соблюдать интервал во время передвижения, выполнять повороты налево, направо, кругом.

-         Может четко принимать исходное положение, выполнять упражнения четко, ритмично, в заданном темпе.

-         Умеет скользить по ледяным дорожкам, выполняя задания.

-         Самостоятельно скатывается с горки, катает сверстников на санках, выполняя повороты. Учится прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами, ходить на лыжах переменным и скользящим шагом на расстояние, подниматься и спускаться с горки, тормозить при спуске, кататься на коньках по прямой, отталкиваясь поочередно ногами, тормозить.

-         Умеет кататься на самокате и двухколесном велосипеде.

-          Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, имеет навыки опрятности, устойчивые культурно-гигиенические привычки (без напоминания мыть руки, прикрывать рот и нос при чихании и кашле, следит за своим внешним видом и пр.).

-         Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания. Может объяснить причины необходимости и последовательность выполнения основных гигиенических навыков, например, умывание, чистка зубов, пользование индивидуальными предметами гигиены и т.п.

-         Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье. Имеет представления об особенностях функционирования организма человека, знает элементарные правила оказания первой помощи себе и другому человеку.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: овладение конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

-         Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.

-         Расширение словаря.

-         Совершенствование грамматического строя речи.

-         Развитие связной речи (монологической и диалогической).

-         Усилие контроля над собственной речью.

-         Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

-         Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.

-         Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Планируемые результаты освоения содержания программы:

-         Использует все части речи, применяет синонимы, антонимы, слова и выражения, отражающие нравственные категории.

-         Называет имена, отчества родителей, близких родственников, может назвать домашний адрес, номер телефона, род деятельности родителей. Может словесно выразить свое отношение к деятельности, аргументировать свое поведение.

-         Без напоминания использует речевые этикетные формулы.

-         Умеет эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них.

-         Способен рассуждать, рассказать о себе с помощью наводящих вопросов.

-         Может составить рассказ по сюжетной картине, серии картин по образцу, определить место звука в слове, подобрать к  существительному несколько прилагательных.

-         Имеет представление о выразительности речи.

-          Формируются читательские предпочтения. Имеет представления о литературных жанрах. Может запомнить и достаточно долго удерживать в памяти короткие тексты и стихотворения. Знает и соблюдает правила обращения с книгой.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи:

-                     сенсорное развитие;

-                     развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-                     формирование элементарных математических представлений;

-                     формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие.

-       Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

-       Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.

-        Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

-       Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер.

-        Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Развитие познавательно-исследовательской и

продуктивной (конструктивной) деятельности

 

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование элементарных математических представлений

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).

 Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развитие представлений о форме: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

 Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

Развитие ориентировки во времени: Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Ознакомление с предметным окружением. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Ознакомление с социальным миром. Обогащать представления детей о профессиях.

 Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

 Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

 Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

 Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Ознакомление с миром природы. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

 Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

 Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).

 Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

 Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

 Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

 Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

 Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения. Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края). Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман. Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.). Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок)

Планируемые результаты освоения содержания программы:

-         Выделяет составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимает, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

-          Считает (отсчитывать) в пределах 10.

-          Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

-         Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливает, какое число больше (меньше) другого; уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

-         Сравнивает предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.

-          Размещает предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их длины (ширины, высоты), толщины; понимает относительность признака величины предметов.

-          Определяет свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

-          Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).

-          Различает форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

-          Знает, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

-          Называет текущий день недели.

-          Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

-          Определяет размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывает предмет.

-          Знает, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.

-          Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

-         Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.

-          Знает, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т. д.

-          Проявляет интерес к истории предмета.

-          Называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

-          Раскрывает личностные и деловые качества человека труда.

-          Знает и называет своих родственников, домашний адрес.

-          Различает некоторые рода войск.

-          Знает некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

-          Знает название родного города (поселка), страны, ее главного города.

-          Анализирует результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

-          Знает несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.

-         Знает и называет обитателей живого уголка природы; умеет рассказывать о том, как за ними ухаживать.

-         Знает и называет диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.

-          Делает выводы о том, как человек может беречь природу.

-          Имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

-         Умеет применять полученные знания на практике.

-          Знает, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей.

-          Знает имена и отчества родителей, называть имена и отчества дедушек и бабушек.

-         Имеет элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

-         Знает и понимает слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

-         Понимает родственные отношения: дети – родители (мама, папа – сын, дочь, бабушка и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка – внук, внучка, брат – сестра (дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы).

-         Имеет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

-         Уважительно относиться к окружающим (родным и близким).

-          Радует старших своими хорошими поступками.

-         Выполняет постоянные обязанности по дому.

-         Уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:  формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

-       развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);

-       развитие детского творчества;

-       приобщение к изобразительному искусству.

Планируемые результаты освоения содержания программы:

Закрепляются и, совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через больше сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного, дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности; сказочности, применяя различные средства выразительности рисунок, цвет, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры.

В декоративной деятельности умения применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительною и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.

Совершенствовать технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты. Способы деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров). Создают новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, гратография, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

 В аппликационных работах использовать разнообразные материалы: бумагу разною качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и др.), (Ножницы становятся изобразительным инструментом). Осваивать технику симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа получения сразу нескольких форм, разнообразные способы прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации. Применять технику обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации; последовательно работать над сюжетной аппликацией.

В лепке при создании объемных и рельефных изображений употреблять различные стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм. Использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке или придающий им большую выразительность, законченность (например, вылепленную лягушку можно посадить на такой же листочек).

Конструирование из сотовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов. При создании различных сооружений, построек применять полученные при ознакомлении с архитектурой знания. Создавать разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного xapaктeра, мосты, различный транспорт, придумывать сюжетные композиции: улицы города, автовокзал и др. Знать некоторые закономерности создания прочною, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкции от назначения); уметь использовать архитектурные украшения: колоны, портики, шпили, решетки и др. Придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм, Создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям.

Конструирование из бумаги. Создавать интересные игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр- драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.; осваивать обобщенные способы конструирования.

 Конструирование по типу оригами сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат по диагонали, в треугольной форме отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно создавать одним способом разнообразные игрушки.

Создавать образы путем закручивания полосок, кpyгa в конус (тупой конус), полукругa в конус (острый), закручивания прямоугольника в цилиндр. (Каждый способ дает возможность создавать разнообразные интересные игрушки). Изготавливать объемные конструкции из готовых разверток, читать условные обозначения и точно следовать им.

Осваивать способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.

Конструирование из природного материала. (Оно развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы проволока, пластилин, клей, нитки и т. д.) Осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др. Планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Осваивать способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т. д.